Главная | Защита прав потребителя | Охрана и защита семейных прав

Семейное право России

Понятие и предмет семейного права Предмет и метод семейного права Метод семейного права Основные начала принципы семейного права Основные направления государственной семейной политики в Российской Федерации Система и источники семейного права Источники семейного права Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства и норм международного права Применение к семейным отношениям норм международного права Осуществление и защита семейных прав Защита семейных прав Сроки исковой давности в семейном праве Понятие брака.

Условия и порядок его заключения. Недействительность брака Понятие брака по семейному праву Условия заключения брака. Принято выделять две основные формы защиты прав: Юрисдикционная форма защиты — это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав суда, прокуратуры, органа опеки и попечительства, органа внутренних дел, органа загса и др.

В рамках юрисдикционной формы защиты в свою очередь выделяют общий судебный и специальный административный порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты — это действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав. Основным правовым механизмом защиты семейных прав является судебная система.

Защита семейных прав, согласно ст. Возможность судебной защиты членами семьи своих семейных прав отнесена к основным началам семейного законодательства, что соответствует и требованиям ст. Норма о защите семейных прав закреплена и в других федеральных законах. Защита нарушенных или оспоренных семейных прав происходит в суде общей юрисдикции в порядке искового производства или производства, возникающего из публично-правовых отношений. Суд рассматривает и разрешает споры о субъективном праве или охраняемом законом интересе, возникающие из семейных правоотношений между членами семьи.

Кроме того, в суд могут обжаловаться решения и действия или бездействие государственных органов и должностных лиц всех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, а также предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, органов местного самоуправления и отдельных государственных и муниципальных служащих, нарушающие те или иные семейные права например, отказ органа загса в регистрации брака — п. Следует также иметь в виду, что любой гражданин имеет право обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на неконституционность закона, который был применен в его деле и ущемил какие-либо его, в частности семейные, права.

Основания, в силу которых граждане обращаются в суд за защитой семейных прав, весьма разнообразны и, как правило, указаны в СК: Таким образом, к компетенции суда закон относит принятие решений по наиболее важным вопросам в сфере семейных правоотношений. Многие дела, возникающие из семейных правоотношений, отнесены законом к ведению мировых судей за исключением дел об оспаривании отцовства материнства , установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении удочерении ребенка.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему РФ. Порядок назначения и деятельности мировых судей, их компетенция определены Федеральным законом от 17 декабря г. Защита семейных прав в предусмотренных законом случаях осуществляется также и государственными органами.

К ним относятся не только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, но и прокуратура, органы внутренних дел, органы загса, воспитательные учреждения. Так, СК обязывает органы исполнительной власти принимать меры по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. В этих целях органы исполнительной власти субъектов РФ и федеральные органы исполнительной власти должны организовывать учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывать содействие в устройстве таких детей в семьи.

Органы внутренних дел могут участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка, а также в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов. Органы загса правомочны восстанавливать брак в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим, устанавливать отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, на основании совместного заявления отца и матери ребенка и т.

Архив по годам

Широкими полномочиями в сфере защиты семейных прав наделен прокурор. Его действия по защите семейных прав могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав, об усыновлении ребенка и об отмене усыновления ребенка независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства и в других случаях.

Полномочия прокурора основаны на обязанности прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и принимать предусмотренные законом меры включая участие в рассмотрении дел судами, а также предъявление и поддержание иска в суде по защите прав лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту несовершеннолетние не могут лично их отстаивать. Прокурор или его заместитель также наделен правом на внесение представлений об устранении нарушений закона, объявление предостережений о недопустимости нарушения закона, принесение протеста на незаконные акты административных органов.

Защита прав несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения, возлагается законом на администрацию этих учреждений.

Защита семейных прав

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирующим прежде всего деятельность соответствующих государственных и муниципальных учреждений, к числу их основных задач отнесены обеспечение социальной защиты и охрана прав воспитанников. Воспитательные учреждения выполняют обязанности опекунов попечителей воспитанников, направляют сообщения в органы опеки и попечительства о возможности их передачи на воспитание в семью.

В некоторых случаях в целях защиты интересов детей в частности, при невозможности исполнить решение суда по делу, связанному с отобранием ребенка и передачей его другому лицу, — ст. Должностные лица государственных органов и других организаций обязаны сообщать об известных им нарушениях прав и законных интересов ребенка в орган опеки и попечительства. К обязанности должностных лиц образовательных, лечебных и иных учреждений любых форм отнесено направление сообщений в орган опеки и попечительства сведений о детях, оставшихся без попечения родителей.

Субъектами РФ могут уточняться функции органов государственной власти и должностных лиц по защите семейных прав граждан. Так, в соответствии с п.

Формы защиты семейных прав

Оперативное руководство, координацию и контроль за деятельностью управы осуществляет префект соответствующего административного округа. Осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, префектура, в свою очередь, непосредственно реализует федеральные, городские и окружные программы по социальной защите семьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подростков и молодежи. Защита семейных прав осуществляется и органами опеки и попечительства, то есть органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящими в систему органов государственной власти, но только в случаях, непосредственно предусмотренных СК.

Вопросы организации и деятельности этих органов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. В соответствии со ст.

Удивительно, но факт! Полагаем, что это не вполне правильно. Таким образом, к компетенции суда закон относит принятие решений по наиболее важным вопросам в сфере семейных правоотношений.

Защита прав выпускников воспитательных учреждений — также обязанность органов опеки и попечительства. СК отводит значительную роль в защите прав членов семьи именно органам опеки и попечительства. Весьма значимой и ответственной является функция попечения над ребенком, который передается органам опеки и попечительства по решению суда в случаях, установленных законом лишение родителей родительских прав, ограничение родительских прав, отмена усыновления ребенка и т.

Обязательным является участие органа опеки и попечительства в исполнении решений суда по отобранию ребенка и передаче его другому лицу. В безотлагательных случаях, то есть при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, орган опеки и попечительства вправе самостоятельно отобрать ребенка у родителей.

В целом же можно условно выделить три основные формы защиты семейных прав органами опеки и попечительства: В некоторых случаях перечисленные формы защиты семейных прав органами опеки и попечительства являются взаимосвязанными, взаимодополняющими. Так, например, лишение родителей родительских прав осуществляется судом как по заявлению, так и с участием органов опеки и попечительства. Для осуществления функций по защите семейных прав в рамках названных выше форм органы опеки и попечительства наделены необходимыми полномочиями.

К полномочиям первого вида представляется возможным отнести право органа опеки и попечительства давать согласие на: Сюда же можно включить полномочия органа опеки и попечительства по: К полномочиям второго вида относятся: Соответствующее требование органа опеки и попечительства оформляется исковым заявлением в суд.

города охрана и защита семейных прав нетерпеливо ждал

К полномочиям третьего вида относится право органа опеки и попечительства участвовать в рассмотрении судами дел: Необходимо отметить, что в последнее время все чаще пропагандируется основанная на зарубежном опыте идея создания системы ювенальных судов то есть судов по делам семьи и несовершеннолетних , которые бы более эффективно защищали права детей, а также боролись с правонарушениями среди несовершеннолетних.

Кроме того, выдвигаются также предложения об учреждении института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. Вместе с тем представляется, что с учетом опыта функционирования ранее существовавших в России социальных институтов по защите семьи и детства, к решению данного вопроса следует подойти взвешенно и поэтапно, первоначально уделив главное внимание совершенствованию деятельности уже имеющихся структур и институтов. Определенные меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних в соответствии со ст.

В частности, они наделены правом предъявлять в суд требование о лишении родителей родительских прав. Законом не исключается и самозащита гражданами своих семейных прав путем совершения действий, пресекающих нарушения права. Такая форма допустима в случаях, когда субъект семейного правоотношения располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя без помощи суда или государственных органов.


Читайте также:

  • Взыскание алиментов судебный приказ отменен
  • Содержание физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
  • Документы для выписки из квартиры несовершеннолетнего
  • Автобус в барнауле сбил пешехода